Дизeльныe двигaтeли имeют дoвoльнo сущeствeнныe кoнструктивныe рaзличия в срaвнeнии с бeнзинoвыми. В пeрвую oчeрeдь этo кaсaeтся систeмы питaния. В дизeльныx мoтoрax основной деталью этой системы является топливный насос высокого давления (ТНВД). Это ключевая деталь дизельного двигателя, требующая периодического обслуживания.
Для ее диагностики используются специальные стенды ТНВД, которые позволяют выявить возможные дефекты в работе насоса. Именно из-за неполадок с ТНВД возникают самые частые проблемы дизельных двигателей. Напомним, что в отличие от бензиновых моторов, дизели не требуют наличия свечей зажигания, а воспламенение осуществляется путем повышения давления в камере сгорания.
Уже после того как воздух, поступивший в цилиндр, сжимается поршнем, в камеру сгорания под высоким давлением впрыскивается дизельное топливо, которое, образовав рабочую смесь, детонирует в верхней точке хода поршня, толкая его вниз. Чтобы добиться такого самовоспламенения, необходима высокая степень сжатия, которая примерно в два раза выше, чем у бензиновых моторов.
Конечно, в связи с этим заметно возрастают нагрузки, в первую очередь, на шатунно-поршневую группу. В связи с этим ее приходится упрочнять, что ведет к увеличению общего веса всего силового агрегата. Именно поэтому дизельные моторы всегда тяжелее бензиновых аналогов того же объема. Кроме большей массы, у дизелей есть еще одна особенность – низкий «потолок» максимальных оборотов.
Это связано с тем, что для эффективного смесеобразования дизельному топливу нужно больше времени, поэтому чаще всего такие моторы крутятся примерно до 4500—5000 оборотов. Впрочем, этот недостаток компенсируется более высоким крутящим моментом, который, к тому же, доступен буквально с холостых оборотов. Более того, с появлением турбонаддува на дизелях, существенно выросла как их мощность, так и максимальные обороты.
Современные турбодизели практически не уступают своим бензиновым собратьям по максимальной мощности, а по крутящему моменту заметно их превосходят. Благодаря использованию инновационных методов доочистки выхлопных газов, дизели перестали чадить и выбрасывать вредные вещества в атмосферу.
Однако это имеет и обратную сторону. Так, начать с того, что упомянутые системы доочистки поднимают конечный ценник автомобиля, а также сами по себе дороги в случае необходимости замены. Кроме того, современные высокотехнологичные дизели очень требовательны к качеству топлива, а с этим, как известно, у нас бывают проблемы. Поэтому заправляться лучше на проверенных АЗС, иначе придется ехать на вышеупомянутую диагностику ТНВД.